Расположение и транспорт
Витебский вокзал расположен напротив широкого Загородного проспекта. Очевидным плюсом является и близость станции метро «Пушкинская» в соседнем от вокзала здании. Самые удобные маршрутные такси: К-15, К-25, К-258, К-90, К-177.
В здании Витебского вокзала оказываются услуги:
· письменные справки о железнодорожных перевозках, стоимости проезда, о приобретенном ранее или утерянном билете,
· информационные сообщения по радио,
· услуги носильщиков, а также предоставление багажной тележки, пользование грузовым лифтом,
· въезд автомобилей на перрон,
· помещение багажа в камеру хранения,
· бронирование мест и проживание в комнатах отдыха до 6-ти часов,
· дополнительные услуги в комнатах отдыха: предоставление полотенца, комплектов белья, фена, утюга, чайника, пользование душем и телефонной связью, заказ и доставка в номер билета или питания из ресторана.
Ближе всего к Витебскому вокзалу находятся следующие гостиницы:
1. Отель «Нептун» (****): набережная Обводного канала, 93-а.
2. Отель Сокос Олимпик Гарден (****): Батайский, д. 3.
3. Отель «Нептун» (***): набережная Обводного канала, 93-б.
4. Мини-отель «Ринальди Olimpia»: 6-ая Красноармейская, 15.
5. Мини-отель «Братья Карамазовы»: ул. Социалистическая, д. 11-А.
6. Мини-отель «Камея» — набережная реки Фонтанки, 90.
В 2004 году Витебский вокзал отметил 100-летие со дня своей постройки. Но история железнодорожной станции, переименованной в начале 1900-х в Витебскую, насчитывает без малого два века! В 1837 году неказистая деревянная постройка стала конечной остановкой первой русской железной дороги, соединившей Петербург и Царское село. Выделенных императорской казной денежных средств хватило лишь на строительство вокзала в императорской резиденции, да на прокладку железнодорожных путей, и то не полностью. Рельсы не смогли протянуть до Фонтанки, как планировалось. Пришлось ставить «времянку» на Семеновском плацу рядом с Загородным проспектом.
Масштабным проектом руководил профессор Венского Политехнического института Франц Антон фон Герстнер. Он же и стал первым машинистом первого паровоза первой железной дороги в Российской Империи. 30 октября 1837 года с будущего Витебского вокзала в Царское село отправился поезд «Проворный». Этот рейс длился рекордно короткие 35 минут! Но уже на обратном пути паровоз, во второй раз оправдав свое название, побил собственное достижение. Время в пути: 27 минут!
Многие горожане приходили на Витебский вокзал только для того, чтобы посмотреть на «Проворного» и услышать оглушительный сигнальный свист по случаю его прибытия. Последний вскоре был заменен органной музыкой.
Каменный двухэтажный вокзал был построен лишь в 1843 году. Впоследствии здание многократно достраивалось и перестраивалось. Своим современным обликом оно обязано реконструкции по случаю 300-летия Санкт-Петербурга. А легендарный паровоз «Проворный» можно увидеть на территории вокзала и сегодня. Правда только в виде макета, установленного в честь 150-летия со дня основания первой российской железной дороги.