Витебскй вокзал стал первым в истории развития железнодорожного транспорта России. Сначала это было невзрачное деревянное здание, построенное на Семеновском плацу, откуда 30 октября 1837 года под звон колокола отправился первый поезд Царскосельской железной дороги. Позже, в 1849-1852 гг., временная станция была заменена каменным двухэтажным зданием, созданным по проекту архитектора Константина Тона.
Современное здание вокзала построено в 1904 в стиле «модерн» (архитекторы С.А. Бржозовский, С.И. Минаш). Сейчас Витебский вокзал является внеклассным тупиковым пассажирским вокзалом. Это единственный вокзал в Санкт-Петербурге, где поезда отправляются со второго этажа. С Витебского вокзала осуществляются перевозки в международном сообщении в Украину, Белоруссию, Молдавию, страны Балтии, Берлин, Будапешт, Прагу, Варшаву. Также осуществляются пригородные перевозки.
В 1987 в специальном стеклянном павильоне установлен макет поезда с паровозом «Проворный», совершившего первый в России рейс из Петербурга в Царское Село в 1837 году.