Воскресенье, 05.05.2024, 12:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Октябрь » 17 » Псковски
02:34
 

Псковски

276 километр от Санкт-Петербурга. Одна из пяти станций, построенных на линии Дно- Новосокольники в 1898-1901 годах. "Название происходит от названий близко расположенных деревень Малые и Большие Дедовицы". Это общеизвестная фраза под большим сомнением - карта тех лет это не подтверждает!
"Санкт-Петербург – Езерище, 487 км" 28 августа 2009 года - 5 февраля 2010 года. Газета "Октябрьская магистраль" придерживается этой же точки зрения.
Первым начальником станции был Михаил Федорович Лацыгин, его помощниками Александр Николаевич Сладков и Иван Степанович Станкевич. В расписании лета 1903 года станция на 30 версте от Дно и на 136 версте от Ново-Сокольников, в расписании зимы 1905-1906 годов она находится на 260 версте от СПб и на 274 версте от Витебска.
Будущий Герой Советского Союза Егоров Владимир Васильевич родился в Дедовическом районе в семье железнодорожника.
На карте 1941 года станция на 31 километре от Дно и 145 километре от станции Новосокольники. В 1943 году немецкими войсками построена узкоколейная дорога Дедовичи- Белебелка- Волот(?). В 1943 - 1948 годах - станция в 32 км от Дно и в 144 км от Новосокольников. В 1948 году - в 63 км от Сущево.
В ночь с 21 на 22 февраля 1942 года партизаны 2 ЛПБ разгромили станцию Дедовичи, вывели из строя все путевое хозяйство, взорвали мост через реку Шелонь.
"... Кроме того, имеется подпольная организация на железнодорожной станции Дедовичи, возглавляемая учительницей Цвенской Л.С., в количестве 12 человек..."(из отчета Дедовического подпольного межрайонного партийного центра от 21 октября 1943 года)
"Другая часть этого же соединения [13 ЛПБ под командованием тт. Юрцева и Поруценко]вместе с передовыми частями Красной Армии 25 февраля 1944 года участвовала во взятии районного центра Ленинградской области и железнодорожной станции Дедовичи" (Из сообщения начальника ЛШПД т.Никитина в заведующему отделом пропаганды ЦК ВКП(б) Т. Александрову 28 февраля 1944 года)

В Атласе Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР 1971 года значится в числе главных , в Атласе 1987 года - в числе крупных.
В бытность Псковского подотдела 1996-2000 годов была промежуточной станцией 4 класса.
Существует линейный пункт милиции.
Здесь находится обелиск Герою Советского Союза М.И. Харченко (1918-1943)- первому партизану, ставшему Героем Советского Союза при жизни, и единственному, кто носил Звезду Героя в тылу немцев.
"Дeдовичи. Посёлок городского типа с населением 10,4 тысячи человек, районный центр. Основан в 1901 году при строительстве железной дороги, ПГТ с 1967 года. Леспромхоз, льнозавод, промкомбинат, молокозавод, Псковская ГРЭС.
Посёлок состоит из двух частей - старой (примыкает к станции), и нового района пятиэтажных домов, возникшего при строительстве Псковской ГРЭС. Я стремился попасть именно туда – согласно карте, рядом находится начальная точка узкоколейной железной дороги.
Здесь имеется внутрипоселковый маршрут автобуса. Но оказалось, что бесплатно (по «ксивам») в эти автобусы не пускают. Отправляюсь пешком. Вначале иду по улицам посёлка, затем - по рельсам Петербургско-Витебской железной дороги. Спустя какое-то время сворачиваю в сторону «ГРЭСовской» части посёлка (на некоторых картах она подписана как «Пионерный»).
Пополняю на базаре запас продуктов питания. Затем направляюсь к электростанции. Пруд, дорога по плотине, корпуса Псковской ГРЭС. За ней, согласно карте, должна начаться узкоколейная железная дорога.
Выхожу к ширококолейной станции (подъездные пути ГРЭС, отходящие от станции Судома основной железнодорожной магистрали). Оказалось, что все рельсы - ржавые, никакого движения по ним давно нет! Грустно выглядит станция с десятками путей ржавых путей, по которым бы ездить и ездить круглосуточно, да тяжеловесными составами...
Заметно, что станция была построена относительно недавно. Но на путях уже появляются молодые деревца. Только лишь по одному из путей, ведущему непосредственно за ворота электростанции, наверное, в этом году хотя один бы раз что-то, да проехало. Внешне он выглядит пригодным для движения.
Псковская ГРЭС (государственная районная электростанция) не относится к числу гигантов энергетики. В настоящее время она переведена на газовое топливо. И всё же можно было очень сильно удивляться тому, что подъездные пути полностью заброшены.
Никаких следов узкой колеи найти здесь не удалось. Становилось ясно, что узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Городовик» давно уже разобрана. Непросто оказалось даже выяснить, действовала ли она здесь вообще, на протяжении хотя бы какого-то периода времени.
Известно, что Псковская ГРЭС строилась с расчётом на использование торфяного топлива. Для этого было создано торфопредприятие, и планировалась добыча торфа на огромном пространстве Рдейского болота. Но в силу различных причин, ГРЭС не стала использовать торф. Уже построенная узкоколейка оказалась не нужна.
Иду по насыпи загадочной разобранной УЖД. Справа остаётся станция Судома на Петербургско-Витебской магистрали. Углубляюсь в лес. И чем больше километров насыпи оставлено позади, тем повышается уверенность в том, что здесь была железная дорога широкой колеи!
Возможно, что когда-то в посёлке торфопредприятия задумали построить некий промышленный объект. Для связи с ним было решено провести туда линию широкой колеи - вместо невостребованной узкоколейной железной дороги. Но потом, в известные времена, все эти планы рухнули. И на память о них, остались лишь редкие железобетонные шпалы среди задернованной почвы...
Пройдя по едва уловимому полотну разобранной линии несколько километров, возвращаюсь назад, на станцию Судома. Прибывает второй, вечерний пригородный поезд сообщением Новосокольники – Дно. На этой станции, к западу от вокзала, я ночую."
Сергей Болашенко 2001 год

В июне 2001 года в газете «Псковская правда» была помещена статья об этой станции. Её я помещаю почти без сокращений, так как описанная живописная картина характерна для очень многих станций Псковской области. «Железнодорожная станция относится к 4-й категории. В зале ожидания нет настенных часов. Единственный в зале телефон-автомат находится в нерабочем состоянии. Все “удобства” расположены во дворе и находятся в антисанитарном состоянии. Диспетчерской службы нет, о прибытии и отправке поездов не сообщается. Пассажирам должна подсказывать интуиция - на какой путь (их на станции два) прибывает поезд и в каком порядке пронумерованы вагоны. Также дедовичская станция лишена справочной службы. Ее роль выполняет старший билетный кассир. Все справки о поездах, ценах на билеты и на прочие вопросы можно получить ответы, только приехав на вокзал (телефонной связи со станцией нет). Отсутствует и громкоговорящая связь.
Начальник станции Антонина Петровна Алексеева объясняет ситуацию так: - Согласно штатному расписанию наш коллектив укомплектован полностью. Станция 4-й категории, поэтому услуги ограничены. Что касается часов, телефона и прочих атрибутов - это не в моей компетенции. Обращайтесь в отдел по обслуживанию пассажиров. Железнодорожная станция разделена на два отдела: по обслуживанию пассажиров в поездах и на вокзале и отдел по безопасности движения поездов. В двух отделах работает 21 человек. Любовь Васильевна Николаева - старший билетный кассир, она же отвечает и за обслуживание на вокзале.
- У нас есть электронные часы, но они неисправны. Отремонтируем, повесим. Телефон-автомат постоянно приводят в негодность сами же пассажиры, мы устали его ремонтировать. Туалет приведем в порядок в ближайшее время. На его реконструкцию уже заключен договор с нашим предприятием “Транссервис” в Пскове.»

Судя по фотографии Вадима Кроля для проекта "Паровоз ИС" от 18 августа 2006 года на станции не менее 4 путей, из них, как минимум, три на железобетонных шпалах.
"На станции вокзал, диспетчерская, погрузка леса, очень много пассажиров, которых провожает и встречает строгий работник МВД. Рядом автостанция. По западной стороне у северной горловины тупик к пакгаузам, где тоже грузят лес. А что еще грузить на Псковщине? Погрузился Дедовический хор, ехавший в Москву и репетировавший прямо в вагоне! Это было круто!" май 2007 года.

Просмотров: 733 | Добавил: duntswer | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта