Четверг, 02.05.2024, 21:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Июнь » 6 » Памятники архитектуры петербурга, особняки санкт-петербурга, исторические здания петербурга
16:33
 

Памятники архитектуры петербурга, особняки санкт-петербурга, исторические здания петербурга

Московский вокзал

Район: Не указан

Площадь Восстания

На карте: На карте Посмотреть Адрес: Невский пр., 85 Год постройки: 1847-1851 Архитектор: Тон К. А.

Московский вокзал

Московский вокзал - второй железнодорожный вокзал, построенный в Санкт-Петербурге. Первой веткой и первым вокзалом были Царско-сельская железная дорога и Царскосельский, ныне Витебский, вокзал. Новая ветка железной дороги, соединившая Санкт-Петербург с Москвой, была названа Николаевской. Так же стал называться и вокзал. Здание Николаевского (Московского) вокзала строилось с 1847 по 1851 год по проекту архитектора К. А. Тона. Он же возводил здание Петербургского вокзала в Москве. Здания обоих вокзалов возводились по одному проекту. И в Москве и в Петербурге сохранились здания вокзалов-близнецов, в ренессансном стиле с часовой башней, увенчивающей центральную часть здания, высокими окнами и круглыми декоративными колоннами. Петербургский (Ленинградский) вокзал в Москве был закончен в 1849 году, окончание строительства Николаевского вокзала в Петербурге было приурочено к открытию железной дороги в 1851 году. Здание вокзала довершило оформление Знаменской площади и органично вписалось в архитектурный облик Петербурга. Это было удобно и для пассажиров: выходя из поезда, они сразу оказывались в центре города. 1 ноября 1851 года состоялось торжественное открытие Николаевской железной дороги. Вот как в одной из петербургских газет описывается это событие:
«Сегодня, в четверток, 1-го Ноября, двинулся первый всенародный поезд по новой железной дороге в Москву. С утра большое число публики столпилось перед станцией и наполнило обширные сени ее. В одном отделении записывали виды проезжающих, в другом продавали билеты на поезд, в третьем принимали багаж пассажиров. Пассажирские вещи принимаются в окно, помечают, взвешивают и тут же кладут в особый вагон - багажный, стоящий под стеклянным навесом, так что вещи не могут испортиться от дождя или снега. Получив билет, пассажиры входят в просторные залы, где ожидают времени отправления. Для дам отведена особенная комната, изящнее прочих». Но еще до торжественного открытия Николаевской железной дороги движение по ней осуществлялось на участках, где строительство было уже завершено. Например, с 1847 года началось движение поездов на участке Санкт-Петербург - Колпино. Когда же завершилось строительство железной дороге по всей ее протяженности от Петербурга до Москвы, то первыми опробовали новую железную дорогу военные: из Санкт-Петербурга в Москву за три дня были переброшены части Кавалергардского, Конного, Семеновского и Преображенского полков и дивизион гвардейской артиллерии. После этого 18 августа 1851 года в 4 утра от Николаевского вокзала Санкт-Петербурга в Москву был отправлен императорский поезд. Поезд ехал до Москвы 19 часов. Интересно, что император Николай I, боясь переезда через железнодорожные мосты, выходил перед мостом из поезда и шел за ним пешком.
Разрешение на проход к кассе за билетом давалось после определенной бюрократической процедуры. Нужно было предъявить паспорт, данные с которого списывались с специальную книгу, а на паспорте ставили штемпель, гласивший, что «к отъезду по железной дороге препятствий нет». После этого можно было пройти к кассе и купить билет. От предъявления паспорта освобождались пассажиры, едущие в загородные имения и на дачи, дети. Освобождались также крестьяне с продуктами на продажу и крепостные, сопровождавшие своих господ. На перрон раньше времени выходить было не положено. Пассажиры должны были находиться в «пассажирских залах» до особого звонка, разрешавшего проход на перрон. Стоимость проезда была достаточно высока. Ограничительных правил поведения пассажиров на вокзале было много, но существовали они недолго: в 1857 году их отменил император Александр II. Первым начальником вокзала был Н. И. Миклуха, отец знаменитого путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая. Квартира начальника вокзала находилась в самом здании вокзала. Здесь же были расположены управление железной дороги, конторы, жилые квартиры служащих и помещения для императорской семьи.
Железная дорога быстро завоевывала популярность. К 1868 году пассажиропоток возрос настолько, что потребовалась реконструкция вокзала. В ходе этой реконструкции к вокзалу был пристроен двухэтажный флигель для приёма багажа, а правое крыло здания было соединено с императорскими покоями. В 1898 году было построено служебное здание со стороны Лиговского проспекта. Перед ним сейчас организована стоянка такси.
Московский вокзал за 150 лет своего существования не единожды подвергался реконструкциям и перестройкам, но фасад здания остался неизменным, хотя попытки перестроить здание целиком были. В 1912 году был даже объявлен конкурс на проект нового здания вокзала. Развитие и усовершенствование железных дорог в России требовало расширения служебных помещений для введения новых технических средств и служб. Старое здание уже не удовлетворяло новым требованиям. Среди конкурсантов были такие известные архитекторы как В. А. Щуко, И. А. Фомин и Ф. И. Лидваль. Задача была непростая, так как к тому времени Знаменская площадь, к которой было обращено здание вокзала, была уже целиком сформировавшейся, и новое здание можно было расширять только в одну сторону - в сторону путей. Проект архитектора Щуко получил признание и вскоре было начато строительство корпуса прибытия. Но началась Первая мировая война, строительство было прекращено, и старое здание вокзала избежало сноса.
В 1921 году название железной дороги и вокзала было изменено - они стали называться Октябрьскими. В 1930 году вокзал был переименован еще раз и получил сегодняшнее название - Московский вокзал.
По объему пассажироперевозок Московский вокзал занимает третье место в стране и представляет собой сложный транспортный механизм, требующий постоянного совершенствования. В 1950-1952 годах здание Московского вокзала было реконструировано и расширено постройкой нового флигеля, на первом этаже которого был устроен второй вестибюль станции метро «Площадь восстания». В 1962 году была проведена электрификация железнодорожных путей и сделаны подземные переходы к станции метро «Площадь восстания» и к выходу в город. В 1967 году площадь вокзала была увеличена на 2700 кв. м путем устройства светового зала по проекту архитектора В. И. Кузнецова. Позднее, в 1976 году площадка от светового зала до перрона была взята под алюминиевый навес. В 2005 году внутри светового зала был установлен бюст Петра I (сменивший бюст Ленина, установленный в 1967 году), выполненный скульпторами А. С. Чаркиным и В. В. Оленевым.

Просмотров: 1083 | Добавил: duntswer | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта