Музеи железнодорожной техники
16.07.2007
В Переславле-Залесском работает уникальный музей под открытым небом
«Кукушки» поднимали промышленность и сельское хозяйство, сражались на полях двух мировых войн, осваивали целину и перевозили людей там, где не было других путей сообщения. «Кукушками» называли паровозы, курсировавшие по узкоколейным железным дорогам. Единственное место в России, где мир узкоколеек сохранился до сих пор, – это железнодорожный музей в Переславле-Залесском. Многие экспонаты уникальны и даже имеют сертификаты памятников истории техники.
Добро пожаловать, но посторонним вход воспрещен: в дымовую коробку могут заглядывать только специалисты. Здесь собирается дым, образовавшийся от сгорания угля, торфа или дров – в зависимости от того, на чем данный паровоз работает. Кстати, аналогичный этому, но уже отреставрированный паровоз есть в экспозиции музея. Поэтому данный паровоз будет всегда стоять на запасном пути и служить всего лишь донором запчастей для многочисленных исторических кинолент.
А вот и сам актер, он снимался в десятках фильмов, последний, «Диверсант-2», еще даже не вышел на экраны. Паровоз Кп4 был сконструирован на Коломенском заводе в 1941 году, но в производство запустить его помешала война.
Дмитрий Сутягин, сотрудник Переславского железнодорожного музея: «Серийно эти паровозы начали производиться уже после войны, в Финляндии. Финны поставляли нам их совершенно бесплатно, в качестве компенсации за причиненный во время войны ущерб».
Кп4 – дважды мировой рекордсмен. Его выпустили самой большой серией – в 5000 , и он же дольше всех паровозов в мире пользовался спросом.
Дмитрий Сутягин, сотрудник Переславского железнодорожного музея: «После того как в 1960-м году производство таких паровозов для узкоколеек СССР было прекращено, вся технологическая документация на них была передана в Китай. Там эти машины производились серийно до конца 1980-х годов».
Музей под открытым небом разместился на узкоколейной ветке. Она действовала в середине прошлого века и сама уже стала экспонатом. Здесь можно убедиться, что неровности рельс были вполне допустимы.
Убегает узкоколейка в переславские торфяные болота, для перевозки топлива она и строилась. Болото легендарное – Блудово – подробно описанное Михаилом Пришвиным. Поговаривают, что писатель именно здесь и работал путевым обходчиком. Сейчас в музей приходят не только посмотреть, но и испытать устаревшую технику.
В разряд аттракционов перевели обыкновенную ручную дрезину. По правилам ее должны были убирать с железнодорожного полотна, если она оказывалась на пути у состава. Но механизм достаточно тяжелый, и несколько раз такие попытки заканчивались столкновениями. В конце 70-х годов 20 века дрезину перестали использовать. Зато здесь для нее – настоящее раздолье. В очереди стоят даже иностранцы.
Поступает сюда техника примерно вот в таком состоянии – это пассажирский вагон 1912 года. А потом после месяцев работы с архивными документами, чертежами, металлом и деревом железнодорожные раритеты получают вторую жизнь, без копоти, гари, изнуряющего труда и с перспективой стать кинозвездами и любимцами детворы.
Источник: http://www.mirtv.ru/show.php?id=14926&templ=news
|
|