Суббота, 20.04.2024, 17:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Декабрь » 6 » Царскосельская железная дорога
12:51
 

Царскосельская железная дорога

Опыт Англии в строительстве железных дорог был подхвачен многими странами. В 1828 году во Франции, в 1829 году в США, в 1835 году в Бельгии и Германии были построены железные дороги. Но в России к использованию этого вида транспорта относились противоречиво. Именно Главное управление путей сообщения и стало противником железных дорог и отклоняло все предложения об их строительстве.

>p>

Горное ведомство пригласило в Россию крупного астрийского инженера профессора Венского политехнического института Франца Антона Герстнера. Целью посещения им России было ознакомление со страной и изыскание возможностей начала строительства железных дорог. По возвращении в Петербург Герстнер подал на имя императора Николая I обстоятельную записку, где он доказывал, что нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния за счет скорости движения.

Герстнер предложил построить дорогу Петербург-Москва, потом соединить Москву с основным водным путем страны — Волгой линией Москва - Казань или Москва - Нижний Новгород.

Борьба за железные дороги продолжалась. И лишь 15 апреля 1836 года был обнародован указ Николая I о строительстве железной дороги Петербург — Царское Село — Павловск. Строительство и эксплуатация этой дороги оставили в истории железнодорожного транспорта большой след.

На строительстве 25 верст (26,5 км} дороги работали три тысячи сезонных рабочих и полторы тысячи солдат из военизированных строительных батальонов Главного управления путей сообщения. Русскими инженерами и рабочими было построено несколько мостов, один из которых — через Обводной канал — имел внушающую мостостроителям уважение длину — 25,6 метра. При прокладке путей крепостными крестьянами было вырыто и перемещено 97 млн.куб.м земли — цифра колоссальная не только для того времени. Каждый рабочий должен был по норме выкопать за день около 5 куб. м грунта (около 10 т) и перенести их на 100 м.

Памятная медаль в честь открытия Царскосельской железной дророги.Это была очень тяжелая работа. Рабочим приходилось толкать тяжелую тачку с одним колесом, балансируя на досках, уложенных на землю вокруг возводимой насыпи. На подъеме помогали «крючники», которые зацепляли тачку и втаскивали ее на насыпь. На дороге работали крестьяне из Витебской и Смоленской губерний, «имевшие опыт земляных работ».

Для финансирования этого первого железнодорожного проекта Герстнер организовал акционерное общество Царскосельской железной дороги. Учредителями его стали: А.А. Бобринский, Б.Б. Крамер, И.К. Плитт и Ф.А. Герстнер. А.А. Бобринский руководил финансовой деятельностью общества, а Ф.А. Герстнер — его технической стороной. На капитал в три миллиона рублей было выпущено 15 тыс. акций, которые приобрели 700 акционеров.

Именно в это время появились в русском языке слова, которыми мы пользуемся и сегодня. Так, в Павловске появилось слово «вокзал» от английского «Voksal» от названия увеселительного заведения Джейн Вокс с садом и концертными залами для вечеров и концертов в пригороде Лондона и не имевшего никакого отношения к транспорту вообще. В Павловске такое заведение открылось при железной дороге, и в дальнейшем его название распространилось на все пассажирские здания железнодорожных станций. На этой же дороге возникло слово «вагон». Первые поезда составляли кареты, берлины, дилижансы, шарабаны, а также открытые повозки без крыши, которые назывались ваггонами. Именно последнее название закрепилось в русском языке.

Официальное открытие дороги состоялось 30 октября 1837 года. Но полное сквозное движение поездов Петербург — Павловск началось с мая 1838 года. И только осенью 1838 года вступила в строй последняя станция дороги — Московское Шоссе. Однако эта дорога была рассчитана на перевозки людей, а не тяжелых грузов.

Вот как описывает поездку по железной дороге в 1838 году писатель И.Т. Калашников: «Часто я езжу в Царское Село, где учится мой сын в лицее, по железной дороге. Удивительное изобретение! Представьте 32 экипажей, из которых каждый соединен из трех карет — больших восьмиместных. Таким образом, в каждом экипаже сидит 24 человека, и во всех 288 человек. Вся эта страшная масса — этот сухопутный корабль летит до Царского Села. (20 верст) едва полчаса. Но вы не приметите скорости - тут не трясет, и при этой летящей езде можно читать преспокойно книгу. Вы едва успеете сесть — уже на месте! Между тем огненный конь пускает клубами дым, который расстилается величественным бесконечным флюгером. В ночное время этот дым освещается пламенем машины, и часто сыплются искры. Удивительная картина! Никак не можешь к ней привыкнуть — совершенное волшебство!». При эксплуатации дороги в топки паровозов бросали не уголь, а дрова.

На открытой для движения линии сначала не было никаких сигналов, кроме паровозного свиста, но в 1838-м — сооружается оптический телеграф для связи между станциями. Сигнал от одного конца дороги до другого передавался полчаса.

Безопасность обеспечивалась только временем и расписанием, для чего кондукторы снабжались точными часами, которые устанавливались по станционным часам, закрывавшимся на ключ.

В праздничные дни билеты стоили дорого: в каретах 1-го и 2-го классов — 1 руб. 40 коп. и 1 руб. серебром, а в повозках 3-го класса — 70 коп. серебром. В целом строительство дороги обошлось в 5 миллионов рублей ассигнациями. Время следования из Петербурга с Царское Село составляло 42 минуты при средней скорости 32,8 км/ч.

Просмотров: 6785 | Добавил: duntswer | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта